title.gif (23415 bytes)

на главную
интинские новости
гостевая книга
форум
ссылки
слово автора


Дизайн нахалтурен
местным админом
Пашей К.

По всем вопросам
обращаться по адресу:
mbfdf@yandex.ru

Предисловие от Паши К.:
проект публикуется практически без изменений, основное экономическое содержание - в конце, первая же часть содержит главным образом необходимые описания территории и инфраструктуры
если кто-то сочтет возможным оказать содействие в развитии проекта, просьба обращаться по телефонам и адресам, указанным автором в конце документа, либо писать мне на мыло:
mbfdf@yandex.ru


ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЫ И ТЕРРИТОРИИ ЕЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПОДЧИНЕНИЯ (РАЙОНА) КАК ЦЕНТРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА.

1.Природные ландшафты окрестностей Инты и уникальные в силу своей удаленности и малозаселенности территории имеют первозданный облик. Однако богатства природных ресурсов, специфика географического положения и исторического развития города, особенно в последние десять лет, ставят ряд проблем при организации и развитии системы экотуризма.
По степени привлекательности – живописности пейзажей, первозданности природы, доступности для транспорта – всю территорию Интинского района можно разделить на следующие зоны – назовём их зонами рекреации (ЗР):

1.Сама Инта и ее ближайшие окрестности.
2.Интинский Урал, включающий две вполне обособленные ЗР –
а) Приполярный Урал – западный мегасклон Приполярного раздела Урала, бассейн реки Кожим, территория Национального парка «Югыд Ва»;
б) Полярный Урал – западный мегасклон Полярного раздела, бассейн реки Лемвы.
3.Поднятия гряды Чернышёва, простирающейся с юго-запада района на северо-восток.
4.Равнинная часть:
а) Северная, к северу от города. Представлена южными краями Большеземельской тундры, лесотундрой, и самыми северными участками крайнесеверной тайги (по широте Инта – Петрунь – Абезь)
б) Южная от Инты на юг до границы с Печорским районом РК (Инта – Кожим-Рудник – Косью).

Наибольший интерес для экотуризма представляют Интинский Урал и гряда Чернышёва. Ниже приводятся краткие физико-географические особенности двух горных ЗР, представляющих особую привлекательность для туристов и имеющие наилучшие перспективы развития.

ИНТИНСКИЙ УРАЛ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Поднятия герцинской складчадости, сильно выветренные уже в отдаленные геологические эпохи, были приподняты в неоген-четвертичное время на высоту 1 – 1.5 км, что, собственно и сформировало, после ледниковых вторжений, современный облик гор. Многие вершины увалов и хребтов представляют обширные столообразные пенеплены выравнивания с довольно крутыми террасированными склонами. В особой степени это относится к Полярному Уралу. Наиболее древние породы верхнего протерозоя и нижнего палеозоя, составляющие ядро мегаантиклинория прорваны многочисленными интрузиями, изобилуют тектоническими разломами.

Западные склоны сложены породами палеозоя от ордовика до нижней перми. Водораздельные хребты и их отроги – собственно горы – достигают высоты 1895 м. над ур.моря (г.Народа). Большая часть – увалистая полоса - протягивается параллельно хребтам с ЮЗ на СВ и имеет высоты 300 – 850 м. В тектоническом отношении горная и предгорная часть Интинского Урала приурочена к Уральской горной складчатой стране; западная, переходная от увалистой полосы к прилегающей равнине, соответствует предуральскому краевому прогибу Русской платформы.

ПРИПОЛЯРНЫЙ РАЗДЕЛ УРАЛА.

Самая приподнятая часть всего Урала, горный узел, включающий наивысшие хребты. Средние их высоты 1400 – 1600 м., немало вершин с высотами за 1700 – 1800 м. Несмотря на принадлежность по общепринятой классификации к низкогорьям и среднегорьям, хребты горного узла имеют альпийские формы рельефа – пикообразные вершины, крутые склоны, каровые озера, изобилуют снежниками, есть небольшие по площади ледники. Долины рек имеют форму трогов, ущелий, даже каньонов. Обычны сходы снежных лавин, камнепады, не исключены селевые потоки. Иными словами горы Приполярного имеют облик высокогорий альпийского типа.

Побывавший в начале 20 века на Приполярном Урале А.В.Журавский дал ставшее теперь крылатым определение – Печорские Альпы.
Такая «высокогорность» усиливается суровостью климата. Высоты от 800-900 м. и более представлены гольцами, практически безжизненны. Это арктические пустыни, из всех живых организмов здесь способны существовать, и то только в подгольцовом поясе, накипные и корковые лишайники. Более подробная климатическая характеристика будет дана отдельно.

Растительность.

Примыкающая с востока равнина в ботанико-географической классификации представлена подзоной крайнесеверной тайги Урало-Западносибирской таёжной провинции. В полной мере это определение относится и к лесам увалов по западной периферии описываемой ЗР. Особняком стоят горные и предгорные леса, отличающиеся от равнинных меньшей заболоченностью, видовым составом древостоя, подлеска, травянисто – кустарничкового и мохово –лишайникового ярусов. Наряду с преобладающими в равнинных лесах елью сибирской и берёзой пушистой (гораздо реже встречается сосна) в предгорных лесах обычны пихта сибирская, лиственница сибирская и берёза извилистая. Четко выражена вертикальная поясность. От верхней границы леса, которую составляют почти исключительно лиственница и берёза извилистая, с высоты 550-650 м. господствуют горные тундры. Пояс тундр включает незначительными вкраплениями участки субальпийских лугов и луговин, изобилующих редкими видами, занесенными в различные Красные книги. Только на одном Малдинском участке бассейна Кожима нами насчитано 55 видов сосудистых из Красной книги Республики Коми.
Болот сравнительно немного, они занимают плоские водоразделы увалов. Наиболее живописны и привлекательны пойменные луга Кожима и его притоков. Они также богаты в видовом отношении.

Животный мир.

Наряду с обычными представителями таёжной фауны в горах Приполяр- ного Урала встречаются только ему присущие виды. Это северная пищуха (сеноставка), гибриды соболя и куницы кидас и кидус, сам соболь из млекопитающих; скопа, орлан-белохвост, кобчик, кречет, сапсан, бородатая неясыть из птиц; сибирский углозуб из пресмыкающихся. Все перечисленные виды редки, особенно хищные птицы, находятся на грани исчезновения. В еще большей степени уникальность и редкость видов касает- ся ихтиофауны Кожима. Бассейном этой реки почти полностью или полностью ограничены ареалы распространения в Республике Коми и всей Европе хариуса сибирского, палии (голец-палия, неправильно кумжа), тайменя. О последнем, занесенном в Красную книгу РК со статусом охраняе- мости 0 (Ех), то есть вероятно исчезнувшем, или близким к этому, можно сказать - исчез полностью. Последние достоверные сведения о поимке тайменя в Кожиме относятся к концу прошлого века. Из других видов – краснокнижников встречаются нельма и европейский обыкновенный бычок – подкаменщик, атлантический лосось (семга). И флора, и фауна всего Приполярного Урала изучена слабо.
Следует отметить, что вся площадь водосбора Кожима входит в состав Интинского филиала Национального парка «Югыд Ва».

Видовое многообразие флоры и фауны было сильно подорвано в период интенсивной добычи полезных ископаемых с начала 40х годов прошлого столетия и особенно в период добычи россыпных месторождений в 60-90е годы. В наибольшей степени это коснулось ихтиофауны Кожима и его неко- торых притоков.

ДОРОГИ.ОСВОЕННОСТЬ.

Наиболее известны с середины прошлого столетия Кожимский тракт и отходящий от него на юг, к бассейну Косью, Вангырский тракт. Начинается Кожимский тракт от поселка Кожим-Рудник (пл.1952 км.), идет вдоль левого берега Кожима на некотором удалении от реки по невысоким водоразделам. Пересекает недалеко от их устий левые притоки Кожима – Сывью, Дурную, Лимбеко-Ю, Балбан–Ю. Вангырский тракт отходит вправо по увалу Сыл – Бок – Чугра, в 18 километрах от Рудника, до переезда через р.Сывью. Значимость Кожимского тракта упала после строительства дороги от Инты к верховьям Кожима напрямую (Тумановский тракт).
Оседлого коренного населения никогда не было. Самая восточная, горная часть бассейна используется оленеводами Ханты – Мансийского А.О. в качестве летних пастбищ и в период отела (с весны по октябрь)

БАССЕЙН КОЖИМА КАК ОБЪЕКТ ТУРИЗМА, ЕГО РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.

Благодаря наличию Кожимского тракта уже с 60х годов горы Приполярного Урала становятся настоящей туристической Меккой во Всесоюзном масштабе. Водные и пешие маршруты летом, зимой лыжные становятся популярными, известными во всем СССР.

Что привлекало туристов: наличие самих гор, возможность совершить восхождение на высшую точку Урала Народу. Кстати, высшая точка массива Народы находится вне пределов РК, она принадлежит административно Ханты-Мансийскому А.О. Влекли другие вершины, в особенности Манарага (1820 м.), Карпинского (1878). Наличие вершин, покрытых снегами почти круглый год, служило стимулом к их достижению. МКК - Маршрутно-квалификационными комиссиями СССР были разработаны в соответствии с действовавшими тогда требованиями маршруты высшей категории – пешие, водные, лыжные, горно-туристические.

Их выполнение позволяло получать самые высокие разряды по туризму. Другая, гораздо большая часть туристов принадлежала самодеятельному, неорганизованному туризму – не как виду спорта, а как к образу жизни. Кожим хотя и был уже утвержден охраняемой заповедной рекой, всё равно остается объектом нашествия рыбаков и охотников. Особый ущерб растительности принесло массовое выкапывание «золотого корня» - родиолы розовой с 70х, а с 90х годов марьина корня – пиона уклоняющегося. С образованием НП «Югыд Ва» в 1994 году ситуация к лучшему почти не изменилась. Малочисленный штат, незначительное финансирование позволяют контролировать только дорогу от Инты. Существует великое множество лазеек, в том числе и заброшенный Кожимский тракт, по которым проникают группами туристы и охотники за наживой и со стороны железной дороги, и со стороны восточного склона Урала, и с севера, от бассейна Лемвы.

Результатом добычи полезных ископаемых, посещения Кожима массами туристов, браконьерства стала потеря некоторыми его участками своей первозданности. Эта потеря в наибольшей степени относится к местам добычи хрусталя и золота, традиционным маршрутам туристов, местам их скоплений – базам с возможностью проживания в относительно комфортных условиях на прииске Желанном, базах Сана-Вож, Орлиное, Сывь-Ю. Базы имеют деревянные домики, охраняются сторожами, есть радиосвязь. Наиболее живописные и популярные памятники природы бассейна Кожима занесены в Кадастр особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Республики Коми, они общеизвестны, не нуждаются даже в перечислении.
Помимо них можно указать великолепный объект для прохождения полевой практики студентов-геологов – скалы Кожима, представляющие практически полный разрез пород палеозоя с датирующими их окаменелостями. По высказыванию в печати Г.А. Чернова, одного из открывателей Печорского угольного бассейна, знающего Кожим досконально, аналогов Кожимским обнажениям нет в мире.

ПОЛЯРНЫЙ РАЗДЕЛ УРАЛА.

Включает западный мегасклон Полярного и юга Приполярного разделов Урала. Представлен Народо-Итьинским и Войкар-Сыньинскими хребтами. Строго говоря, согласно принятых в географами границ, весь Народо-Итьинский хребет до Хайминского перевала (широтное течение реки Хулги) принадлежит Приполярному разделу. Однако семилетние исследования флоры и растительности бассейна Верхней Лемвы и Кожима, сравнение их по имеющимся литературным источникам, убедительно доказывают существование огромных различий в этих двух сопредельных участках. Эти различия и позволяют отнести бассейн Лемвы к Полярному Уралу, а границу между разделами провести по водоразделу Кожима и Лемвы.

РАЗЛИЧИЯ РАЗДЕЛОВ И БАССЕЙНОВ ЛЕМВЫ И КОЖИМА.

Если в тектоническом и геологическом отношении различия не велики, то в рельефе и орографии разница их существенна. Меньшие высоты главных хребтов, крайняя редкость пикообразных вершин, многочисленные плато на вершинах увалов и даже хребтов не делают горы Лемвы менее живописными и привлекательными. Расположенные на 40 – 60 километров севернее Главного узла Приполярного Урала, они обладают еще более суро- вым климатом, верхняя граница леса опускается до 450 – 550 м. Горы есть горы, несколько меньшие абсолютные высоты ничуть не умаляют их великолепия, особенно здесь, на хребтах Полярного, являющихся границей водоразделов Печоры и Оби, Европы и Азии, что трудно найти в горах Приполярного. Существует ошибочное мнение, что вышеназванные водораздельные хребты – Народо-Итьинский и Войкар-Сыньинский простираются в гордом одиночестве, а всё, что к западу и востоку от них – невысокие увалы. Это не так. С вершин Полярного открывается грандиозная панорама по всему горизонту. Горы повсюду. Это и отроги самих хребтов, отходящие перпендикулярно главному направлению цепи, и другие хребты, параллельные водоразделам, с теми же или чуть меньшими высотами, множественные увалы на западе и на востоке. Восхождение на хребты Полярного по некоторым склонам, пожалуй, опаснее и труднее, чем на вершины горного узла. При меньших перепадах высот их склоны сложены не плоскими огромными плитами, а мелкообломочным материалом, очень напоминающим крупную фракцию щебня. У обломков острые края, хождение по ним затруднено. На достаточно крутых склонах обломки осыпи находятся в слабоустойчивом состоянии, возможны камнепады.

В гидрографии интересен казус Лемвы – она единственная из крупных рек, берущих начало на западных склонах Урала имеет в основном направление течения в меридиональном и субмеридиональном направлении, в отличии от других рек, текущих с востока на запад.

Увалистая полоса Лемвы, малоотличная от таковой же на Кожиме, кардинально различна с ним по характеру растительности и составу флоры. Входя в ту же ботанико-географическую провинцию и подзону крайнесевер- ной тайги, леса Лемвы по составу древостоя беднее кожимских. Практически полностью отсутствует как вид пихта, в горных лесах Лемвы вплоть до его верхней границы более существенную роль играет ель. Леса Лемвы не составляют единых крупных по площади массивов, более разрежены, деревья имеют меньшие высоты стволов. Флора сосудистых также беднее, в том числе на виды из Красной книги. За шесть лет исследований описано и собрано в гербарий 341 вид, в том числе из Красной книги – 42.

Животный мир Лемвы и ихтиофауна схожи с кожимскими. В лесах и тундрах Лемвы нет углозуба, сеноставки. Зато гораздо чаще можно встретить песца и других тундровиков. В Лемве и ее притоках обычны из Красной книги РФ атлантический лосось (сёмга), сибирский хариус, бычок подкамещик. По непроверенным сведениям палия здесь тоже обитает. Обычный для бассейна Лемвы европейский хариус ранее отличался очень крупными размерами – до 3 килограммов весом.

ДОРОГИ, ХОЗЯЙСТВО. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОТУРИЗМА.

От дороги на Кожим (Тумановский тракт), построенной в 70е годы, в 90 х годах началось строительство дороги на Лемву. Дорогу достроили к 2001 году. Осенью 2003 г. через Лемву был построен мост, связавший дорогу от Инты с участком на марганцевое месторождение (п.Пачь-Вож).

Однако весенний паводок 2004 г. снес мост, он не восстановлен до сих пор. Дорога построена силами ОАО «Марганец Коми», перспективы добычи руды весьма туманны. Осенью 2004 г. принято постановление об установке буровой по разведке и добыче природного газа на средней Лемве, ниже устья р. Грубе-Ю. Единственный населенный пункт на реке – деревня Епа, почти у самого устья Лемвы, вне пределов области развития системы экоту- ризма. Однако, если рассматривать масштабнее, сама Лемва подсказывет естественное завершение маршрутов водным путем до поселка Абезь, находящегося на железной дороге, и тогда Епа может быть задействована. Упомянутая дорога к Лемве, река до станции позволяют организовывать практически идеальные водные маршруты. Этому немало способствуют многочисленные скалы по обоим берегам, сама Лемва, ее протоки и притоки – Большая Надота, Парнока-Ю, Таврота-Шор, Малая и Нижняя Надота, Хайма (Хаймад) со своими составляющими Большой и Малой Хаймами, Грубе–Ю и другими. Скалы Лемвы, не менее живописны кожимских, изобилуют редкими, реликтовыми и эндемичными видами растений. На скалах у устья Парнока–Ю отмечены гнездовья орлана – белохвоста.
При общем богатстве живописных ландшафтов можно назвать самые привлекательные, не вошедшие ни в какие списки, буклеты и описания. Бассейн Лемвы наименее изученный, и до строительства автодороги самый первозданный участок всего Урала. Вот объекты, достойные посещения:

1.Геологический памятник природы «Гора Олыся» и долина устья Большой Надоты. Внесен в кадастр ООПТ РК. Рифовые образования известняков каменноугольного периода, поднимающиеся острыми пиками вдоль левого берега реки на протяжении полутора километров на 60 – 80 метров. Предложен Институтом геологии КНЦ УрО РАН (А.И.Елисеев) Известен только в кругах геологов, в Инте об Олысе знают только в ДЭЦ «Полярный Урал».

2.Комплексный заказник «Долина Поющих Рептилий» и ручей Студёный. Останцы выветривания силурийских доломитов по правому берегу ручья, правого притока Лемвы, впадающего в нее напротив устья р.Таврота- Шор. Охране подлежат сами останцы причудливых форм, напоминающие различных животных, профили человеческих лиц – «Крокодилы», «Черепаха», «Троглодит» и т.п. У подножья скал, на их уступах, собрано свыше 20 видов сосудистых растений из Красной книги РК. Вся работа по исследованию, выделению и охране заказника проведена в 1999-2001 г.г. детским экологическим центром г. Инты «Полярный Урал».

3.Участок долины Лемвы от устья р.Таврота-Шор (места подхода автодоро- ги к реке) до устья р. Парнока-Ю. Протяженность около 18 километров. Наибольший интерес представляют скалы по обоим берегам Лемвы. Скалы высотой от 40 до 100 метров, сильно выветренные, причудливых форм. поросшие лесами из лиственниц и елей, выходят поочередно по правому и по левому берегам. С них открывается великолепный обзор на долину, цепи заснеженных гор Приполярного и Полярного Урала, увалы на западе и северо-западе. Пойма и надпойма реки с многочисленными островами и протоками занята непроходимыми зарослями кустарников в три яруса, кочками высотой свыше метра, сибирским высокотравьем высотой до 2 метров и более. Уникальные по нетронутости заросли заселены летом множеством выводков различных птиц, в том числе и водоплавающих. С этого участка и вниз по течению Лемвы простирается создаваемый в настоящее время флористический заказник «Золотистый» площадью свыше 4000 га и включающий ареал реликтового растения голоцена, внесенного в Красную книгу РК со статусом 2 (V) курильского чая.
Полностью исследован ДЭЦ «Полярный Урал» в 1999 – 2003 годах.

4.Участок долины Лемвы от устья р.Кузь-Шор до устья р. Хасырей - Шор, около 30 км. протяженностью. Живописны невысокие – 20-30 м. скалы ордовика по обоим берегам реки – «Ордовик», «Шаманка», «Арка». Это самый высокогорный участок Лемвы, предлагаемый для экотуризма. Кроме скал и протекания реки у верхней границы леса интересна сама горная тундра на перевалах восточнее долины Кузь-Шора , изобилующая останцами выветривания самых фантастических очертаний. С горных тундр открывается обзор на хребты Приполярного Урала – Малды-Нырд, Восточные Саледы, Росомаха, на Народо-Итьинский и Войкар-Сыньинские хребты. На водоразделе Кузь–Шора и Лемвы в летний период пасется стадо оленей.

5. Гора «Двугорбая». Высота большей вершины 706.0 м. Находится на водоразделе правых притоков Лемвы Парнока-Ю и Малой Хаймы, ближе к первой. Гора непривычных очертаний с двумя вершинами – «горбами», оленеводы ее называют «Верблюд». С востока и запада обе вершины смотрятся как очень пологие возвышения. Это впечатление исчезает при взгляде на вершины с противоположной стороны долины Парнока-Ю. Это очень крутые вершины, особенно малая. Склоны изобилуют россыпями, для восхождения довольно опасны. Рядом постоянное место установки чумов оленеводов (Долина Парнока-Ю).

6.Водопады на истоках Парнока-Ю. Обнаружены на обоих истоках реки - Левой и Правой Парнока-Ю, в их верхнем течении. Каскады небольших водопадов высотой 1-3 метра. В межень, при отсутствии осадков несущих муть, вода имеет странный изумрудный цвет, не встречаемый на Лемве больше нигде. Каскады расположены значительно выше верхней границы леса.

7. Озеро Малое Хайма–То. Территория флористического заказника «Хайминский», внесенного в Кадастр ООПТ РК. Озеро находится несколько к западу от Хайминского перевала, традиционно используемого в качестве наиболее удобного пути из Сибири в Европу. Озеро невелико, менее одного километра в поперечнике, довольно глубокое. Вода интенсивного синего цвета, берега с запада образованы бело-желтым песком, очень красивы, но опасны зыбунами. По ручью, впадающему в озеро, за полтора-два часа можно дойти до перевала и оказаться в Азии, на восточном склоне Урала. На запад из озера Малое Хайма-То вытекает река Большая Хайма.

Перечень наиболее живописных мест, опорных точек при создании системы экотуризма, может быть продолжен. Для каждого их указанных объектов могут быть в кратчайший срок подготовлены более основательные материалы. Фотографии имеются по 5 объектам – нет по «Хайминскому» и водопадам.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В ТУРИЗМЕ, ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОТУРИЗМА НА ИНТИНСКОМ УРАЛЕ.

Такие попытки осуществляются давно. В 90-х годах начала принимать посетителей база "Сывью". Местом проведения походов – как летом, так и зимой – горы выбрали туристы многих интинских турклубов, городская станцию юных туристов, Коми республиканские организации, имеющие к туризму хоть какое-то отношение. Пробовали свои силы частные предприниматели – свои и приезжие. В последние годы особую активность проявлял Интинский филиал НП «Югыд Ва». Масштабы, степень компетенции в деле развития экотуризма, организационные уровни разные. Результат одинаковый – полная неудача. В качестве исключения, как ни парадоксально, можно назвать «систему» поиска клиентов частными владельцами автотранспорта. Особые успехи у владельцев как колесного (вахтовки «Урал») так и гусеничного транспорта. Все решает реклама через периодических пользователей этих автоизвозчиков. Либо «сарафанное радио», либо более современными способами.

Так «ЧП Коковкин» имеет свой сайт в Интернете, связи с постоянными клиентами. Он и некоторые другие владельцы транспорта повышенной проходимости и регулируют, по существу, поток организованных туристов на территорию «Югыд Ва». Нацпарк собирает пошлину от перевозчиков, плату за пребывание на своей территории и «услуги» с туристов. Система взымания за «услуги», разработанная руководством парка в Вуктыле, несовершенна, стоимость никак не соответствует карману отдыхающего, допустим, интинца. Правда с интинцев, особенно с детей, плата не берется или берется по минимуму. И все равно плата за, скажем, фотографирование воспринимается нашим народом как дикость.

В последние годы наблюдается отток туристов с территории «Югыд Ва» на Лемву. Положение может измениться – Интинский филиал получил свою вахтовку, может заниматься не только организацией системы экотуризма, но и доставкой групп.

Итак, основные ошибки, допускаемые организаторами отдыха, туризма и его разновидностей в прежние годы.

1.Жажда получения быстрой, огромной и легкой прибыли. Она то и была главной причиной неудач «коммерсантов». Пытались получить дивиденты, не вложив почти ничего. Мелочные экономии при организации и не позволили развернуть систему экотуризма. Были полностью заслоненены меркантильностью высокие духовные запросы многих желающих попасть в горы. Горы Урала – особые горы, этого не знали и не хотели знать организаторы. Если, согласно теории В.И.Вернадского о ноосфере Земля живой, чувствительный организм, то именно здесь эта чувствительность ощущается как нигде на планете. В этом автор строк убедился за десятки лет пребывания в горах Приполярного и Полярного Урала. Стремящимся к получению только выгоды для себя удачи в деле организации экотуризма не будет никогда – горы не позволят.

2.Отсутствие продуманной системы рекламы, оказания услуг. Необходимость рекламы понимали все прежние дельцы, даже совершали какие-то траты. Но сама реклама была примитивной, даже убогой, шаблонной. Здесь есть над чем подумать.

3.Полное отсутствие научной и познавательной составляющей в программе пребывания клиента или даже отсутствие этой программы. Да и откуда ей взяться при спешке в предвкушении быстрого обогащения. Еще серьезное затруднение – в биологическом отношении край настолько малоисследован, что большая его часть настоящее «белое пятно» в лесоведении, флористике, геоботанике, энтомологии, очень многих других направлениях биологии. Более изучен бассейн Кожима. После образования национального парка Институт биологии Коми НЦ УрО РАН уделял изучению природы много сил. Но результатами исследований в приемлемом для составления биологических характеристик виде, скажем, биологической тропы, не могут воспользоваться в полной мере даже сотрудники «Югыд Ва», не говоря о ЧП. Лемва до начала её исследования была изучена еще меньше – одно сплошное «белое пятно». Ее изучением по собственной программе научных исследований с 1999 года занимается детский экологический центр города Инты «Полярный Урал». За шесть полевых сезонов произведены работы примерно на 2/3 территории Верхней Лемвы.

4. Сделан неверный выбор контингента пребывающих. Упор на очень богатых, в основном иностранцев, при нижайшем уровне обеспеченности и комфортности был неверен. Пребывание в столь дикой для иностранцев местности считается у них экстремальным видом проведения отдыха. Да, они могут и пройти много, и на горы подняться, и по бурной реке сплавиться. Но для отдыха им необходим комфортабельный отель, или, на худой случай приют со всеми удобствами. А это большие траты, на которые идти не хочет ни один организатор. Отсутствие нормальных условий для богатых клиентов свело на нет усилия привлечь их разрешенной рыбалкой на семгу, охотой на лося или глухаря. Вывод – опорой на начальном этапе создания системы экотуризма должен стать россиянин среднего достатка или даже чуть ниже среднего. Опыт общения со многими туристами дает следующий портрет этого «среднего» туриста, посещающего наши горы вне зависимости от изменений и правил, регламентирующих их походы:

Возраст – средний и старший
Образование – высшее, очень часто наличие ученой степени или принадлежность к интеллектуальной среде.
География проживания – Москва, Московская область, Санкт – Петербург, реже из областей европейской России. Из городов РК – Сыктывкар.
Цель – отдых. Для души, прежде всего. Ради этой поездки копятся деньги в течение зимы.
Время путешествия – отпуск.
Обычно это небольшие дружеские коллективы из нескольких семей, проходящие по одному и тому же маршруту, чаще – водному - ежегодно. Имеют достаточный опыт путешествий.
Существует разновидность таких групп, не желающих связывать себя подготовкой инвентаря для водного или иного путешествия, менее опытные. Появились с организацией частных перевозок в горы. Из одного города, но малознакомые или вовсе незнакомые люди. Количество в группе определяется количеством мест в вахтовке перевозчика. Маршрут Инта – Желанное (Сана –Вож). Живут в строения баз определенное время, назад тем же способом.
Существует множество других категорий туристов, бывающих в горах, способных пополнить контингент системы экотуризма. Во всяком случае, они наверняка воспользуются транспортом или базами этой системы.

5.Несоблюдение этапности, постепенности развития экотуризма. В комментариях не нуждается.
6.Не было высококвалифицированных, опытных проводников.
7.Отсутствие в Инте хоть чего-то вроде гостиницы для временного проживания туристов и офиса, который легко найти приезжим.

ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОТУРИЗМА В БАССЕЙНЕ ЛЕМВЫ.

Причины выбора именно этого участка.
1.Бассейн Лемвы не входит в состав Национального парка, поэтому не возникнет никаких разногласий с его руководством. Сотрудничество с «Югыд Ва» нужно и возможно, уже имеются варианты маршрутов с использованием как территории Лемвы, так и парка.
2.Бассейн Лемвы исследован официальными научными организациями неизмеримо меньше Кожима. Однако есть ДЭЦ «Полярный Урал», накопивший за годы работы в бассейне Верхней Лемвы огромный фактический материал, который обработан, проанализирован и приведен именно в такую форму, которая позволит быстро трансформировать его в приемлемом для маршрутов и экологических троп виде.

3.Лемва ближе к Инте, после постройки дороги к марганцевому месторождению путь на вахтовке до реки займет 4-6 часов. До Кожима свыше 10 часов. 4.Возможно проведение закольцованного комбинированного (пешего и водного) маршрута Инта – Лемва – Абезь.

5.Осуществление проекта по организации экологического туризма на территории бассейна Верхней Лемвы совпадает по целям со стратегическим планом охраны окружающей среды и ее защиты, осуществлямым ДЭЦ «Полярный Урал» и найдет самую разностороннюю поддержку на всех этапах при его реализации. Все мероприятия, осуществляемые ДЭЦ на Лемве поддерживают природоохранные организации Республики Коми и города Инты. Организованный поток туристов легче контролировать и направлять в безопасное для природы русло.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА.

1.НАЧАЛЬНЫЙ.

Один-три года с начала реализации. Балочный вариант. Оборудование трех балков для передвижного лагеря. Один балок жилой, один хозяйственный, один лабораторный. Балки совмещаются с обычными палатками. Если жилых балков будет на один-два больше, то палатки в качестве жилья не нужны.

Балочный лагерь - самая оптимальная форма организации научного лагеря для биологов – исследователей. Передвигается в течение сезона на 3-4 стоянки трактором или вездеходом. При передвижной организации балочного лагеря достигаются 2 цели – места кратковременного стояния не испытывают запредельного антропогенного воздействия; изучением охватывается гораздо больший участок, чем от одного стационарного лагеря. Начальный вариант имеет главную цель рекламы и пропаганды охраны окружающей среды именно в бассейне Лемвы. Количество людей зависит от количества мест в балках. Мечта ученых биологов. Нуждается в предварительном согласии будущих участников. Должен заинтересовать ученых научной организации комплексной биологической направленности. Может быть использован как средство проведения полевой практики студентов экологических или биологических факультетов различных ВУЗов. Перемещения балочного лагеря можно приурочить к пересменке персонала, ученых или студентов. В случае удачной реализации балочный лагерь может стать самостоятельной ветвью системы экотуризма, финансируемой пользователями.

Расходы: стоимость балков, расходы на передвижение лагеря (трактор, гусеничный тягач), зарплата в течение сезона одного сопровождающего лица, расходы на питание участников (только на один сезон), плата за зимнюю стоянку балков. Место стоянки зимой – поселок Пачь–Вож, 10 километров от переправы через Лемву, предварительная договоренность уже имеется. Дополнительные расходы на съемку видеофильмов, выпуск буклетов, проспектов, организационные расходы. Точную сумму расходов можно подсчитать детально в случае реализации проекта. По самым предварительным прикидкам она может составить 400-500 тыс.рублей.

2 ЭТАП. ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕГО УСПЕШНОСТЬЮ.

Используются уже имеющиеся балки, а в случае успешного действия научного передвижного лагеря приобретаются новые. Балки перед началом сезона растаскиваются тем же гусеничным транспортом по опорным точкам. в качестве которых возможны описанные выше объекты. Необходимо строительство на правом левом, ближнем к Инте берегу Лемвы, базы, способной вместить достаточное количество людей сразу, иметь подсобные помещения, рацию. Необходим сторож. Наличие всего одной базы позволит в совокупности с балками проводить маршруты сразу нескольких немногочисленных групп по разным направлениям, исключив их одновременное проживание в одном балке. Чем больше точек, тем больше вариантов маршрутов. Чем больше балков в одной точке, тем многочисленнее могут быть группы. При проведении водного маршрута вторая база может быть построена в пос. Абезь или у д. Епа. В Абези траты на приобретение уже существующих зданий мизерны – там много брошенных домов, поселок обезлюжен.
Второй этап может начаться одновременно с первым и осуществляться вне его, может начаться на следующий год. Расходы на второй этап – очень приблизительно - 1.5 – 1.8 миллиона рублей.
Реализация третьего и четвертого вариантов возможны при успешном осуществлении первых двух. Перспективы очень велики. Уже на третьем этапе можно подключать к системе другие ЗР Интинского района.

ТРЕТИЙ ЭТАП.

Строительство сети баз на Лемве, удлинение маршрутов за водораздел, на восточный склон, строительство комфортабельного приюта в горах и гостиницы в Инте, приобретение собственного транспорта – колесного и гусеничного, обустройство зимнего горно–лыжного комплекса, выпуск собственной сувенирной продукции, хорошо иллюстрированного издания, собственный постоянный штат сотрудников, настоящий офис в Инте. На этом этапе возможно привлечение иностранцев.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП.

Создание хорошо отлаженной системы экотуризма как эталона экологической совместимости человека и природы. Сеть приютов на Лемве, отелей в Инте. Создание в городе рабочих мест по приему и обслуживанию туристов. Строительство в Инте предприятий по резке и шлифовке поделочных камней, производство других сувениров. Создание крупного геолого– минералогического музея, музея природы и экологии. Подготовка кадров в созданных учебных заведениях. Открытие экологического научного центра.

Расходы на третьем и четвертом этапах, их протяженность во времени не привожу даже приблизительно. Уверен в возможности осуществимости изложенного и перспективы Инты как туристического центра мирового значения.

Записку о перспективах развития системы экотуризма в Инте составил руководитель детского экологического центра «Полярный Урал» Малафеев Александр Иванович.

169840, г. Инта, Республика Коми, ул.Горького, 21 «а».ДЭЦ «Полярный Урал».
Тел. (882145) 62145
моб. 89129534219
E – mail checcen@mail.ru
г.Инта, 08.10.2004 г.


Высказаться в гостевой

немного об Инте

О городе

Общая справка

География

Погода в Инте

интинские фотографии

2001-2002

2002-2003

Новые галереи

Башня

Поселки

Лето

Старая Инта




Сайт управляется системой uCoz